Как минимум, для меня было именно так. Прошел не один год периодических заходов в парфюмерные магазины, общения с консультантами (так мне, кстати, однажды посоветовали прекрасный Perles de Lalique, что удивительно) и прочих попыток подступиться к вопросу, прежде чем я набралась смелости начать ознакомительные экскурсии. Я заходила в магазин и знала, что выйду без покупок, что буду слушать новые ароматы, пока рецепторы не откажутся со мной сотрудничать. Знала, что уже через пару дней могу вернуться к той же самой полке, чтобы освежить воспоминания о каком-то из парфюмов и чтобы нанести понравившийся на кожу.
Так я формировала первые впечатления о брендах, примерно начинала понимать, какие ноты мне ближе, стала привыкать к порядку цен, к тому, что у одного бренда может быть, как более демократичная линейка, так и сумасшедше роскошные эксклюзивы. Вроде бы простые вещи, но подобное знание не бывает врожденным, однажды придется осознанно поинтересоваться.
Тогда же стали случаться первые покупки. Учитывая, что нетренированный нос часто шокированно реагировал на что-то парфюмерно непривычное, например, на кожу или ладан, поначалу коллекцию пополняли более стандартные запахи: про фрукты, цветы, озон или акватику. Начал вырисовываться некий «вкус», но, если бы процесс завершился тут, парфманьяком бы я не была. Да, был определенный «пул» ароматов, на которые я всегда реагировала положительно, их можно сравнить с зоной ольфакторного комфорта, где все понятно, каждая нота родная и близкая, носится практически в любой сезон одинаково хорошо. Однако бесконечно повторять одну и ту же историю, только с перламутровыми пуговицами, скучно. Все то, что поначалу отпугивало, стало манить и восприниматься уже вовсе не противоестественно на коже.
Где-то тут, когда интерес становится навязчивым и неотступным, происходит адаптация к появлению новой статьи расходов, может быть, сначала психологически трудно принять такую блажь, как покупка -цатого флакона, но, если внутренний порыв сохраняется, а азарт затмевает разум, приходится смириться с неизбежным. Конечно, тут каждый смотрит по возможностям и жизненным обстоятельствам. Несмотря на слово «маньяк», голову терять не рекомендуется. Очень многое я или откладывала, или покупала в отливантах, в виде остатка во флаконе. Что-то так и не купила, но помню и безмерно уважаю.
Есть одна малоприятная сторона нашего увлечения. Когда вошел во вкус и привык к происходящему, сам перед собой за покупки больше не извиняешься, наступает момент критики со стороны знакомых. Если не повезло, то и близких. Люди, готовые покупать брендовые сумки или очки, искренне не понимают твой очередной флакон. Увы, вечная тема, от которой приходится отмахиваться пословицами про вкусы, о которых не спорят. Однако, убеждена, каждый парфманьяк хоть раз да вставал в оборону, защищая свое хобби.
Это такое небольшое отступление о материальной, прозаической составляющей вопроса, а так, по большому счету, собственный путь я могу на сегодняшний день описать примерно следующими стадиями:
Узнавание, расширение кругозора, привычка вычленять те или иные ноты, знакомство с брендами. Тогда же - покупка привычных, но более интересно собранных ароматов.
Привыкание к необычным для моего восприятия нотам, первые приобретения ароматов, которые раньше не носила бы.
Чтение отзывов, соцсетей, блогов других парфманьяков и интерес к тому, что любят и советуют они. Покупки вслепую. Спойлер: мало что прижилось, но жемчужины тоже были.
Ощущение некоторой пресыщенности, многое уже куплено или есть в отливанте, новинки все чаще что-то напоминают, хочется покупать только по-настоящему необычные и самобытные композиции.
И вот сейчас я нахожусь на стадии нахождения «Идеальных Нот». То есть ищу, например, ту самую розу, ту самую амбру (подставьте свое) - чтобы не плодить сущности, а наслаждаться идеальным попаданием в мой вкус.
Это лишь частный пример, у всех процесс протекает индивидуально, но уверена, что стадию первого знакомства пропустить не может ни один человек. Равно как и растягивающийся на всю жизнь интерес к новинкам: пусть не всем, не от всякого бренда, но все же так или иначе даже весьма опытного коллекционера порой заставит заволноваться новость о неком запуске.
Я пришла к выводу, что парфманьяк - это склад ума, в первую очередь. Каждый человек пытается получать впечатления, волновать свое сознание, использовать органы чувств, потому что это приятно и заманчиво. И вот ряд людей решает пойти через обоняние. Это не избранная каста, не уникальные особи, ольфакторные впечатления могли бы подменяться путешествиями или дегустацией вин, но если уж так сложилось, что именно запахи воспринимаются многогранно и волнующе, если один вдох может подарить вереницу образов и чувств, то человек, считайте, обречен. В самом хорошем смысле слова!